Урок третий. Хитросплетения сюжета. Часть третья
3. Правила построения сюжета.
По законам литературы, сюжет любого произведения должен быть завершенным
В классическом варианте сюжет считается таковым, если он содержит в себе пять компонентов: экспозицию (и завязку), развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).
Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов, её используют, когда пишут толстые книги, сценарии пьес, глубокомысленных фильмов. Облегченная схема лучше приспособлена под наш высокоскоростной мир, её используют, чтобы писать сценарии мультфильмов и фильмов в жанре экшн, а также для всевозможных комиксов и других графических работ, где важно такое качество сюжета, как стремительное его развитие.
Какую схему ты предпочтешь, решать только тебе. Чуть ниже я покажу тебе разные варианты развития действия и дам тебе пару советов, как строить сюжет в зависимости от жанра произведения. Но сперва обо всем по порядку.
1.Экспозиция.
Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.
2. Завязка.
Не путать с экспозицией! Собственно завязка – это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.
А в нашей истории что послужит "спусковым крючком" для развития сюжета, какое событие? Я думаю, что действие начнется со знакомства наших героинь с симпатягой Дэйвом, ведь именно после этого все и закрутится - завертится. Значит, в нашем случае завязкой сюжета можно считать сцену знакомства.
Обычно завязка - это момент, когда перед героем ставиться важная задача, которую он должен выполнить, или же он, герой, должен совершить свой выбор. Автор обычно использует данную ситуацию, чтобы обозначить конфликт, показать, в чем именно заключаются противоречия между героем и злодеем, описать, как именно каждый из них воспринимает вставшую перед ними проблему, и тонко намекнуть нам, что каждый из них намерен делать дальше.
Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.
В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения ("дружба и любовь победят все" или же, наоборот, "никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства").
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линий – любовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.
3. Развитие действия по восходящей.
Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.
Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.
Действие не должно быть бессвязным: вот наших героев поймал маньяк, а вот они, непонятно как сбежав от мучителя, уже безо всякого повода оказываются на заброшенной ядерной станции. Сюжетные ходы должны "цепляться" друг за друга, словно петли в вязании, тогда и получится цельный носок, то есть, простите, история.
Лучше всего будет, если ты, прежде чем описать какой-либо ход, заранее слегка "раскроешь карты" и дашь скромный, незаметный намек на то, что вот, очень может быть, скоро случится то-то и то-то. Именно намек, не больше. Например, если ты запланировал, что через серию-другую твой герой будет угрожать кому-то пистолетом, неплохо бы сообщить уже сейчас, что этот милый юноша является счастливым владельцем огнестрельного оружия или же имеет привычку ходить в тир, где был замечен как неплохой стрелок. По крайней мере, когда читатель увидит, что твой Крутой Уокер прицеливается в своего соперника и грозит отстрелить бедолаге немаловажную часть тела, то у него не возникнет ощущения, будто его, читателя, бревном по голове жахнули. Наоборот, он будет доволен собой: надо же, а я еще в прошлой серии догадался, чего от этого рейнджера можно ждать!
Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.
Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?
Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, "подталкивают" друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Это кульминация.
4. Кульминация
Ситуация достигла своего пика и сейчас взорвется. Конфликт, который мы обозначили еще в завязке и старательно развивали все это время, достиг точки кипения, и противники просто не могут не схватиться друг с другом. Проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его. На вопросы, которые мучили нас все это время, должны найтись ответы. Тайны обязаны раскрыться, хотя бы и не все; то, что мы искали, должно найтись.
Умение удивить читателя трудно переоценить! Чем неожиданнее будет кульминационная сцена, тем лучше. Давний друг может неожиданно оказаться тайным врагом и воткнуть герою нож в спину. Хорошие могут стать плохими, и наоборот. Все то, что герой делал, окажется полной бессмыслицей, или же, наоборот, ничего не значащее действие, что он когда-то совершил, приведет к катастрофе или станет первым шагом на пути к спасению. Закрути кульминацию как следует, чтобы читатели еще долго восхищенно вздыхали, читая и перечитывая твой сериал.
В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).
Что же станет кульминацией в нашем случае?
Вспомни: кульминация – это то, к чему мы вели читателя все это время.
Тебе может показаться, что кульминационный момент всей истории – измена.
Это не совсем так.
Кульминационный момент всего сериала – момент, когда героиня узнает об измене. Именно потому, что мы писали всю историю, можно сказать, ради этой сцены. Ситуация разрешилась, девушка поняла, что ей придется пожертвовать или любовью, или дружбой, или и тем и другим.
Кульминация должна быть исчерпывающей, она должна отвечать на большинство вопросов, которые у читателя возникли еще в самом начале. Маски сброшены, комедия окончена, как же герои будут жить дальше? Что с ними будет потом, все еще неясно, и читатель, затаив дыхание, ждет, как же ты завершишь свою историю.
5. Действие по нисходящей.
Как только случилась кульминация, и, значит, главное событие всего сериала свершилось, приходит пора потихоньку сворачивать действие. Завершишь ли ты историю плавно, на протяжении нескольких серий рассказывая, что было после того, как… - или резко оборвешь все ниточки сразу же после момента наивысшего напряжения, решать тебе. Желательно сворачивать сюжет с такой же скоростью, с какой ты его развертывал: допустим, ты потратил десять серий только на то, чтобы подвести читателя к кульминационному моменту, а на завершение сюжета у тебя ушло всего десять строк - это выглядит странно. Хотя, опять же повторю, дело хозяйское.
Бывает и так, что кульминация и есть тот самый завершающий момент, после которого уже ничего нет (и не надо). Все зависит от твоего творческого замысла, и, не побоюсь этого слова, художественного чутья.
Не забывай, что читатель все еще под впечатлением от кульминационного момента, поэтому не стоит усиленно бомбардировать его новыми ужасными подробностями, наоборот, нужно дать ему слегка передохнуть и замедлить темп повествования.
С другой стороны, скучать читатель тоже не должен, поэтому постарайся, чтобы текст по-прежнему держал его в напряжении. Это не сложно, если хорошенько подумать, ведь после кульминации столько всего осталось недосказанного! Наш герой с честью прошел через самое сложное испытание, которое мы ему приготовили, но как он будет жить дальше?
Лорэйн узнала, что её возлюбленный изменил ей с её лучшей подругой, она в отчаянии, её привычный мир рухнул. Что будет дальше? Порвет ли она с парнем, рассорится ли с подругой или, может быть, разорвет отношения с ними обоими? Может, она попытается понять их и помириться? А может, не выдержит напряжения и покончит с собой или сотворит ещё какую глупость?
Видишь, как много всего ещё можно рассказать после того, как главное свершилось. Опять же повторю, будешь ты все это сообщать читателю в краткой или развернутой форме, дело лично твое. Все зависит от конкретного случая.
6. Развязка. Финал.
Развязка – событие, исчерпывающее конфликт. Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого сериал можно смело завершать.
В нашем случае развязкой будет самоубийство Лорэйн или её примирение с подругой, либо с парнем – любое решение, которое она примет. На этом конфликт будет считаться законченным.
Развязка твоей истории должна доказать ту основную мысль, которую ты стремился донести до читателя, когда начинал её писать.
Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если ты оставишь большинство вопросов без ответов, читатель будет чувствовать себя немного… обманутым. С другой стороны, если ты собираешься проследить весь путь героини до самого её смертного одра, твое повествование рискует сильно затянуться, тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за тобой по этой пыльной дорожке, и он слиняет при первом же удобном случае.
Финал – собственно конец истории, финальная сцена.
Ты можешь сделать финал трагическим или счастливым, по своему усмотрению - все зависит от того, что ты хотел сказать.
Можешь оставить "открытый" финал: да, герой получил важный урок, прошел через непростую жизненную ситуацию, кое-в-чем поменялся, но это еще не конец, жизнь продолжается, и непонятно, как все это закончится в конце концов.
Хорошо, если читателю будет над чем поразмыслить после того, как он прочтет последнюю фразу.
Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения. В баснях в таких случаях обычно печатают мораль, но ты постарайся донести свою мысль до читателя более тонко, ненавязчиво.
Если ты покажешь страдания своих героев, эффект будет во много раз сильнее, чем если ты просто напишешь: "так-то делать хорошо, а так-то – плохо".
Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.
Для финальной сцены лучше всего выбрать какой-то важный момент в жизни героини. Например, все сказки всегда заканчиваются свадьбой. Что было после того, как все переженились, о том сказка умалчивает.
В нашем случае финал может быть любым, в зависимости от того, как ты разрешишь конфликт: счастливым, или трагическим, или неоднозначным. В любом случае, стоит подчеркнуть, что после всего случившегося герои пересмотрели свои взгляды на любовь и дружбу.
...
Вот, я вкратце описала тебе классическую схему построения сюжета, но это не значит, что все строят сюжет именно так. Например, ты можешь начать с кульминационной сцены, потом совершить рывок в прошлое и рассказать, как ситуация развивалась, потом снова вернуться к кульминации и начать описывать, что последовало за ней… Главное, чтобы основные компоненты этой схемы в твоей истории сохранились.
Все, что я сказала выше, конечно, важно, но это не означает, что любой автор, начиная писать, постоянно проверяет "не затянул ли я с зачином и скоро ли кульминация". Писатели сочиняют так, как им Бог на душу положит, не особо зацикливаясь на деталях, только вот почему-то все их произведения выстроены именно по этому принципу. Интуитивно чувствуют, наверное.
Урок третий. Хитросплетения сюжета. Часть четвертая
Неудачи с сюжетом.
Наперекор обычному порядку вещей, начнем, пожалуй, с плохого, чтобы потом перейти к хорошему.
Когда мы с уверенностью заявим, что сюжет автору решительно не удался?
Здесь надо сказать, пожалуй, что сюжет оценить чаще всего непросто, хотя бы потому, что для этого не придумали специальной шкалы.
Скажите, по какой шкале оценить фантазию автора? Правдоподобие? Притягательность?
А что, если и придумано неплохо, и, вроде, на правду похоже, но вот "не цепляет"?
Придется мне, отбросив всякий стыд, заявить тебе:
Хороший сюжет – сюжет, который нравится читателю. Не тебе, автор, а именно читателю.
Не понравится – не будет читать. Вот так, ни больше, ни меньше.
Впрочем, большинство писателей сериалов уже усвоили этот урок и отлично научились "работать на публику". "Все, чего вы хотите, глубокоуважаемая публика, я вам изображу! Слезы, сопли, любовь и кровь! Только читайте, родные, читайте меня!"
Но мы отвлеклись. Следуя нашей логике, плохой сюжет – сюжет, который читателю решительно не нравится. По какой-либо причине.
Так что же, спросишь меня ты, что ему, читателю, может не понравиться?
Прежде всего, неинтересно – я уже об этом говорила, кажется, - неинтересно читателю будет просматривать историю, где сюжетной линией и не пахло, а тупо перечисляются события дня ушедшего: "Две девушки вышли из такси, зашли в свой новый дом, обошли его, приготовили себе покушать, легли спать, проснулись, переоделись, накрасились, пошли на дискотеку…" и так без конца и края. Зачем, скажи, писать такую банальщину? Надеюсь, ты усвоил урок и подобную чушь сочинять не станешь.
Ещё вот бывает, что и сюжет есть, и все ходы в нем продуманы, и композиция не хромает, и интересных событий море, вроде что ещё для счастья надо, читай да радуйся! Нет, читателя все равно что-то смущает, причем смущает так сильно, что он не может этот сериал просматривать без какого-то неприятного чувства. Иногда совсем даже не может на него смотреть и закрывает страницу от греха подальше.
С чего бы это вдруг?
Хм. Да, тут, пожалуй, так просто и не объяснишь, придется привести примеры (ох, сейчас в меня полетят тапки… ну да ладно, это все для общего же блага)
Пример первый.
В первой серии мы видим, как семья – или же веселая дружеская компания - радостно пакует вещи, собираясь ехать в какой-то старый дом за городом, где они раньше никогда не бывали. Странное дело, почему-то никого из них не смущают нехорошие слухи, которые про этот дом ходят. Ладно, кому-то, может, это всё и фиолетово, но большинство людей все-таки планируют спокойно провести викэнд или же (если речь идет о переезде) несколько лет жизни в уютном доме, а не метаться по углам заброшенного жилища, спасаясь от приведений. Как-то люди обычно тщательнее выбирают жилье, ну да ладно.
Итак, компашка прибывает на место и любуется домом. Какая прелесть! Перед нами мрачный домина в стиле позднего ампира, метраж - метров эдак 400 квадратных, этажность – пять этажей, вокруг парк площадью в несколько акров (хм, тут метры, там акры… молчу - молчу). Удачное приобретение, согласитесь? Компания не задается глупыми вопросами вроде того: как все это отапливается, не будет ли нам втроем (вчетвером, впятером, вшестером, всемером) страшновато в этом дико неуютном и большом доме, и кто тут будет прибирать (надеюсь, не мы сами)? Нет же, компания от души радуется. Ничего, что со стен красочка обваливается, и вид у дома, в общем, удручающий, кого это пугает? Радость им портит только одно обстоятельство: кто-то обнаружил, что к дому примыкает, естественно, кладбище. Ниче се находочки! А чем ребятки думали раньше, когда планировали переезд/поездку? Хотя, судя по рассказам, они этот дом раньше и в глаза не видели. Им все равно, где жить, что ли?
Впрочем, это все пустые, не имеющие отношения к делу придирки. Главное, что антураж соблюден. Тут и обстановочка, от которой впору удавиться, и мрачные мысли, и разнообразные загадочные происшествия. Ты как, догадался уже, что скоро их всех отправят на тот свет, или нет ещё? Когда начнутся убийства, разумеется, никто даже и не подумает о том, что, наверное, самое время собрать вещи и уехать, или же обратиться в полицию, нет же, они будут терпеливо ждать, пока их не укокошат всех до единого. Если кто-то один по недосмотру останется жив, он должен будет либо зарезать себя сам, либо сойти с ума, либо "притащить на хвосте" домой демона, который и закончит начатое дело. Короче, все умерли, и баста.
Не знаю, как тебе, а мне такой сериал читать было бы просто неинтересно, и вовсе не потому, что я не люблю потоки крови и все такое. Точнее, не только поэтому.
Сюжет предсказуем в большинстве своих ходов. Персонажи ведут себя, как минимум, ненатурально и нелогично, не так, как положено себя вести живым людям. Все это дико отвлекает от текста, и, что самое страшное, читатели не станут таким персонажам сочувствовать – значит, они будут видеть в них только мясо, скоро заскучают, и, сколько им впредь этого "мяса" ни кроши, интереснее читать не станет.
Открою тебе секрет: читая любую историю, человек мысленно представляет себя главным героем/героиней. Теперь скажи, а ты бы стал воображать себя круглым дураком?
Пример второй.
Жила-была девочка. У неё были любящие папа и мама, она счастливо росла в своем маленьком городке, и жизнь её текла просто и незатейливо. Девочка думала, что так будет всегда, но вот она выросла, и ей пришлось покинуть родной дом и уехать в большой город искать лучшей доли. Потом выяснилось, что под лучшей долей автор понимал какое-то ужасное жилище и не слишком престижную работу, так что возникает логичный вопрос, стоило ли ради такого "счастья" куда-то ехать?
Девочка живет, борется за жизнь день за днем, и вот на её пути появляется молодой человек, который сразу же очаровывает её юное, неопытное сердечко. Дальше – предательство, слезы, разрыв, страдания, муки, уродство – все беды мира сыпятся на несчастную героиню, как из мешка. Откуда-то появляется множество людей, которым она мешает уже тем, что живет на свете, которые, не жалея своего личного времени, издеваются над бедной девушкой, унижают и бьют её. Разумеется, по закону обратной связи, тут же неизвестно откуда появляются самоотверженные альтруисты, готовые помогать нашей бедняжке просто так, потому что она есть и ей плохо.
Ну и что, спросишь ты? Очень трогательная и грустная история. Что тебе не нравится-то?
Ты когда-нибудь слышал выражение "притянуто за уши"? Так вот, в этом случае все именно подтянуто за ушки, приглажено, причесано и выставлено на всеобщее обозрение.
Когда читатель ждет, что героине должно стать плохо – не беспокойся, ей будет плохо, автор об этом позаботится. Вылезет из кустов громила, наставит ей немножко синяков, так, слегоца. А что до того, что на следующий день синяки с фейса главной героини уже таинственным образом пропали, так это читателя волновать не должно.
Когда же читатель требует, чтобы героине немедленно стало хорошо – опять же, не стоит волноваться, так все и будет. Обязательно появится кто-то, кто её утешит, верная подруга или кавалер. Персонажи заготовлены заранее, они, как марионетки, стоят в углу и только того и ждут, чтобы кукловод взялся за крестовину и начал дергать за веревочки – и опа-опа, марионетка танцует, герой действует, сюжет катится, сериал продолжается. Много ли радости от этих картонных плясунов? Их роль незначительна, они связаны по рукам и ногам, и пусть даже герои прописаны ярко, обладают своей индивидуальностью, прямолинейный сюжет их просто задушит. А чаще всего к ходульно-ярмарочному сюжету и герои прилагаются кукольные.
Автору некогда задумываться о том, каковы характеры его героев, в каком мире они живут, прописывать тонкости взаимоотношений и так далее. У него, пардон, башка другим забита! Все его умения сосредоточены в одной плоскости: выдумать для героини испытание покруче, чтоб наверняка выжать слезу из сердобольного читателя. Да, пожалуй, "выжать слезу" и есть основная цель автора.
Что я могу сказать по этому поводу?
Только две вещи.
Первое: "живой" литературный герой не марионетка, он не управляется тобой, а наоборот, заставляет тебя делать так, как он хочет.
Пушкин ругался, когда его Татьяна неожиданно для автора "за генерала вышла".
Остап Бендер, после того, как его убили в романе "Двенадцать стульев", буквально силой заставил своих создателей воскресить себя в "Золотом теленке".
Булгаков, когда писал "Белую Гвардию", видел перед собой маленькую, ярко освещенную комнатку, по которой ходили маленькие человечки. Они разговаривали, пили чай, рыдали, спорили – автор только записывал.
Повторю еще раз, для закрепления: герой не марионетка, он не потерпит насилия. Он не будет лежать в тетрадочке, скромно дожидаясь, пока ты её откроешь и заставишь его чего-то делать. Нет, герой с чемоданом в руках притащится в твое подсознание, распакует вещи, переоденется в пижаму, уляжется на диван и громко объявит, что поселился здесь надолго. До тех пор, пока ты не поставишь последнюю точку в своей истории, он будет с тобой; возможно, и после финальной точки не захочет с тобой расстаться.
Второе, что я хотела тебе сказать: чем больше испытаний сыпется на голову героини, тем меньше веры автору, и тем меньше сочувствуешь героине.
Дальше думай и решай сам.
Пример третий.
"Здравствуй, дорогой дневничок! Для начала спешу сообщить, что меня зовут Лика Иванс и я собираюсь писать в тебя все, что со мной происходит. Итак, поехали. Я живу в городе Н. с мамой, папой и идиотом-братцем…" бла-бла-бла, дальше меня не хватило такое писать.
Извините, но за одно такое вступление надо отрывать руки под корень.
Прием "дневниковой записи" изобретен давным-давно, иногда это очень удачный ход, да вот только надо уметь им пользоваться.
Во-первых, делая записи в дневнике, герой обращается не к дневнику, а к себе, ведет спор и рассуждает сам с собой. Он никогда не запишет в дневник то, что и так знает: как его зовут, сколько ему лет, где он живет и с кем. Всю эту информацию ты должен или целиком "вывалить" на читателя в самом начале и накатать небольшое предисловие по типу:
Перед вами дневник Лики Эванс, ученицы восьмого класса средней школы Мунлайт города Ньюпорт, трагически погибшей в прошлом году
Или же пропихивать исподволь, потихоньку. По типу того:
"Эдди опять без спросу копался в моих дисках, убью гада! Вот же наградил Бог братцем."
"Ненавижу свою школу! Чертов Мунлайт, нет, блин, надо было переводиться в Дарксайд, когда предлагали, там веселее. Хотя все друзья у меня в этой школе, нет, пожалуй, лучше тут останусь. РРРР!!! Математичка сегодня выбесила."
Во-вторых, героиня не будет тупо писать все, что с ней было – красила губы, бегала в туалет, пила воду… Она запомнит и запишет только то, что для неё важно, то о чем она должна поразмыслить: "А почему это мне так надоело учиться? О чем, интересно, он подумал, когда столкнулся со мной сегодня? "– и все в этом духе. Учти это! Раз ты ведешь дневник за неё, то должен писать так, как писала бы сама девочка.
Надеюсь, моя мысль ясна? Используешь художественные приемы – используй их грамотно, а не то любой сюжет загубить можно. Для начала хотя бы почитай, как это делают классики (Достоевский, Чернышевский и другие).
Пример четвертый.
Иногда бывает так, что вроде сюжет и неплох, но уж как-то слишком стремительно развиваются события, и это портит все впечатление от сериала. Понимаю, ты целиком погружен в мир Симс, где от знакомства до свадьбы проходит несколько часов, а беременность длится три дня, но все же иногда возвращайся на грешную землю и сбавляй обороты. А то иногда появляются пассажи в сериалах про подростковую любовь, навроде такого:
"- Привет, я Диночка!
- Привет, а я Тобик! Вы недавно переехали?
Через полчаса в комнате Диночки:
- О, Тобик, как ты мне нравишься! *страстно целуя*
- Ты, Диночка, мне нравишься тоже! * продолжая целовать в ответ*"
Я не думаю, что девочка, которая это писала, сама так себя ведет – кидается на каждого встречного мальчика и тащит его в свою комнату, чтобы там с ним целоваться. Скорее дело в том, что кое-кто заигрался. Да, у симов это быстро, а вот у людей все происходит немножечко по-другому.
Подводя итоги
Повторенье – мать ученья. Для пущей ясности еще раз коротко обозначу все, о чем говорила раньше, то, что ты непременно должен запомнить.
Итак, чтобы сюжет удался, ты не должен допустить следующих ошибок:
1) Не начинай писать сериал, не придумав сюжета (уж это-то, надеюсь, усвоили все)
2) Не допускай того, чтобы твои герои вели себя непродуманно, нелогично, просто глупо. Не считай читателей дураками.
Если у главного героя загорелся дом, и он нервно скачет вокруг, поливая стены из садового шланга, в то время как пламя уже добралось до крыши, то любой здравомыслящий читатель крикнет ему: "Что ж ты делаешь, дундук, вызывай скорей пожарных – без дома останешься!"
3) Не заставляй героев поступать так, как тебе нужно, не диктуй персонажам, что им чувствовать.
Не вмешивайся во взаимоотношения героев и вообще – не лезь в их дела, сами разберутся.
4) Не надо притягивать обстоятельства "за уши", менять обстановку и условия потому, что тебе так нужно.
Ты думал, никто не заметит? Наивный!
5) Чрезмерно – значит, плохо.
Не стоит говорить обо всем сразу - запутаешься. Лучше сосредоточься на главном. Не плоди лишних персонажей только ради того, чтобы обосновать какой-то сюжетный ход. Не "накручивай" сюжет, не насылай на героиню/героя все несчастья, какие только сможешь выдумать – в какой-то момент читатель просто перестанет тебе верить.
6) Недостаточно – тоже плохо.
Четко расставь акценты, не заостряй внимания на том, что не имеет значения, но и не забывай упомянуть о важном. Если ты о чем-то говоришь, пусть и вскользь, то это что-то – существенно для развития сюжета, раскрытия интриги или помогает лучше понять характеры героев. Отсюда два важных совета.
Первый: писать что-то, о чем ты потом скажешь: "Это не важно", не имеет смысла – а зачем вообще говорил тогда?
Выброси нафиг из текста.
Второй: коли ты начал говорить о чем-то, значит, это что-то стоит внимания, поэтому доведи мысль (сюжетную линию) до конца. "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить", сказал умница Чехов, и это касается не только пьес.
7) Надумаешь использовать художественные приемы – используй их грамотно. Никто не мешает тебе оформить свой сериал как выдержки из дневника или сборник писем, но для начала хотя бы посмотри, как это делают другие, классики, например, тот же Чехов, Достоевский... Знаешь, у них много чему можно научиться.
8) Не торопи события, но и не слишком затягивай действие.
С теорией Эйнштейна никак не поспоришь – время относительно, конечно, но ты все-таки соизмеряй свою художественную реальность и реальность нашей жизни. Никто не влюбится за полчаса так сильно, чтобы вешаться парню на шею и лезть целоваться. Никто не сойдет с ума от любви настолько, чтобы за пять дней знакомства принять решение завести совместного ребенка, да еще и воплотить задумку в жизнь (забеременеть, то есть). С другой стороны, вряд ли кто-то на протяжении многих десятилетий будет помнить о какой-то пустяковой обиде и готовить план отмщения ("я мстю, и мстя моя страшна", нда).
9) Не перестарайся, украшая сюжет "вызывающими" сценами.
К описанию конфликтов, драк, избиений, всего, что связано с насилием, нужно подходить с крайней осторожностью - если невозможно от подобных сцен отказаться, они должны быть показаны так, чтобы не вызвать отвращения у читателя. Тебе что важнее, рассказать, как колошматили героя, или описать, что он при этом чувствовал? Наверное, второе.
10) То же самое повторю, говоря об эротических сценах.
Понятное дело, мы тут все взрослые, или же считаем себя таковыми, ничто взрослое нам не чуждо, и иногда мы просто не можем обойтись без эротики в тексте, однако же все хорошо в меру. В любом случае, говоря об интимных отношениях, лучше сконцентрироваться на описании чувств и ощущений действующих лиц, а не на физиологической составляющей. Можно подать сцену красиво, в романтическом ключе, а можно, наоборот, придать ей драматизма и отчаяния, а можно показать "это" фривольно, с юмором - все зависит от обстоятельств, от того, что автор хотел нам сказать. Вообще, для достойного описания таких моментов нужен особый талант, а он дается не каждому. Большинство авторов не рискуют, опускают описание того, как... и заменяют его скромным многоточием - почему бы и тебе не поступать так же? Все лучше, чем опозориться. "О, мой ненасытный тигр, укуси меня! Иди же ко мне, мой зверррь..." Хи-хи-хи.
Суммируя все, что было сказано в последних двух пунктах: не надо дешевых эффектов и провокаций! Любой понимающий читатель с легкостью отличит, когда интимная сцена или сцена насилия обоснована сюжетом, а когда - насильно впихнута в текст, чтобы придать ему остроты и подогреть интерес к сериалу. Человек слаб, и, чего греха таить, мы все жаждем "хлеба и зрелищ", но не надо же так беззастенчиво играть на наших слабостях. Некрасиво это как-то.
Данный список "не…" можно вести до бесконечности, ибо даже моя извращенная фантазия не может вообразить и половины тех несуразностей, ляпов и, откровенно скажу, глупостей, которыми нас радуют авторы сериалов – не нарочно, конечно, оно у них как-то само собой выходит. Пожалуй, остановлюсь-ка я на красивом и круглом числе десять, тем более что основные ошибки я вроде как уже перечислила. Может быть, что-то и запамятовала, так ведь я и не энциклопедия, чтобы знать и помнить все.
Хочешь совет, универсальный совет, который поможет тебе в любом случае? Вот он:
Думай, что пишешь!
Когда читатель тебе не верит
Разговор пойдет не только о сюжете, но я так подумала, что самое время его начать.
Кредит доверия автору сериала изначально практически не ограничен, и потому очень печально, когда читатель вдруг все-таки перестает ему верить. Вернуть утраченное доверие сложно, почти невозможно, а уж что касается репутации – сам знаешь, как сложно её заработать и как легко "подмочить".
Отчего же такое случается?
Наверное, оттого, что у нас тут собрались одни сплошь вредные читатели, которые не ценят бедных авторов. Эти придиры сперва читают и оценивают сериал, а потом уж думают, стоит его хвалить или нет; иногда ведь и совсем не хвалят, и даже ругают, гады. Вот заразы! Не могут закрыть глаза на ошибки, что ли? Жалко им, что ли, поставить автору "плюсик" за старание – он же мучился, рассказик строчил, картиночки щёлкал.
Нет, не любят тут молодых и ничего ещё не умеющих авторов. Во всяком случае, не любят так, как их любят на юкозе.
Надеюсь, ты понял, что я слегка издеваюсь? Не обижайся, пожалуйста.
На самом деле, конечно, как ни прискорбно это говорить, во всем виноват автор, и только он.
Откуда у молодых авторов берется эта глубокая вера в то, что жизнь – это жизнь, а сюжет сериала – это нечто, к жизни не имеющее никакого отношения? С чего они решили, что все их несуразности, ляпы, досадные смысловые ошибки проскользнут мимо нашего глаза незамеченными или будут списаны на то, что "это же сириал"? Не знаю, не знаю.
Никто не спорит, любой рассказ есть вымысел. Только вот выдумывать ситуации – одно дело, а "приписывать" героям и вещам какие-то совершенно нереальные свойства – другое. Надо же понимать разницу между легкой выдумкой и беззастенчивым враньем.
Понятное дело, никто не станет требовать, чтобы ребенок десяти лет разбирался в том, как работает атомная станция, а подросток лет четырнадцати – в том, как хирурги делают операции. Хотя, конечно, если уж они выбрали такие сложные темы, то должны хотя бы немножко "шарить" в том, о чем пишут. Однако чаще всего народ прощает им такую "профессиональную некомпетентность", поскольку читатель у нас все-таки доброжелательный, не слишком требовательный.
Но когда речь заходит о простейших жизненных ситуациях и описании чувств и отношений, мы, читатели, вправе требовать хоть какого-то правдоподобия. А нам что подсовывают?
О какой правде чувств можно говорить, если героиня по каждому поводу впадает в депрессию и пытается наложить на себя руки? Сломала ноготь – депрессия, поругалась с парнем – попытка суицида, уволили – прощай, жестокий мир. При таком отношении автора создается впечатление, что все и затевалось с единственной целью – угробить всех героев, и главную героиню в первую очередь. Какая же тут жизненная правда? Никакой.
О каком правдоподобии речь идет, если автор на полном серьезе описывает, как прикованный к постели отец перед самой смертью "предъявляет" дочурке кандидатку в мачехи? Откуда он её взял-то, лежачий – нарисовал и оживил, что ли? Тем не менее, автор об этом даже и не задумался.
А ведь есть отличный способ избежать таких постыдных ошибок, и способ наипростейший. Если бы и тот и другой юные писатели хотя бы на минутку поставили себя на место своих героинь, посмотрели на мир их глазами, они бы поняли, как заблуждаются. Странно, почему им не пришло в голову так поступить.
Давай договоримся, что отныне и впредь ты будешь "примерять" все, о чем ты пишешь, на себя. Ты сам в это веришь? Ты бы так поступил? Ты бы так себя чувствовал? Поверь, логических ошибок станет гораздо меньше.[/center:9b5